Шестая седмицы Великого поста. Седмица ваий
Шестая седмица Великого поста уже готовит нас к празднику воскрешения праведного Лазаря и Входа Господня в Иерусалим, когда на утрени совершается освящение ваий - т.е. финиковых, пальмовых ветвей (или у нас - верб) - с которыми встречали люди Спасителя, грядущего в Иерусалим на страдания (пред Господом, как пред царем, народ постилал пальмовые ветви).
Пятница шестой седмицы Великого поста
"Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое", - поет Церковь в этот день. В этот день оканчивается Святая Четыредесятница, но еще не закончился Великий пост, и Святая Церковь готовится к празднику Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим, а затем и к великим дням Страстной Седмицы.
Лазарева суббота
В субботу шестой седмицы Великого поста Церковь вспоминает чудо воскрешения праведного Лазаря, совершенного Господом за шесть дней до иудейской Пасхи, в которую Спаситель принял крестную смерть. "Прежде шести дней Пасхи", - как повествует Евангелие и поется в песнопениях этого дня. Ради этого чуда этот день именуется Лазаревой субботой.
Святой праведный Лазарь жил вместе с сестрами Марией и Марфой недалеко от Иерусалима, в селении Вифания. Святого Лазаря Сам Господь называет Своим другом: "Лазарь, друг наш, успе...", - говорит Спаситель ученикам (Ин.11,11). Евангелие повествует нам, что Господь наш Иисус Христос очень любил праведного Лазаря и его сестер - Марию и Марфу. Когда Лазарь заболел, сестры его послали сказать об этом Спасителю, на что Господь ответил, что эта болезнь не к смерти, но для того, чтобы явилась слава Божия. Вскоре Лазарь умер, и прошло уже четыре дня со дня его смерти, когда пришел Господь. Подойдя к пещере, в которой был погребен умерший, Христос воззвал к нему: "Лазаре, гряди вон!" И воскрес Лазарь, и вышел из пещеры, причем пролез в очень узкое отверстие, обвязанный по рукам и ногам погребальными пеленами.
Это чудо яснейшим образом свидетельствовало о Божественном Всемогуществе Господа Иисуса Христа, о Его владычестве над жизнью и смертью человеческой, а также служило для уверения людей в истине воскресения мертвых и было прообразом воскресения Самого Господа. Многие тогда, видев воскрешенного Лазаря, веровали в Господа.
И Святая Церковь именует святого Лазаря Четверодневным, напоминая нам об этом чуде - воскрешении Спасителем четверодневного мертвеца.
Чудо воскрешения праведного Лазаря возбудило особую зависть иудейских начальников и послужило поводом для осуждения Спасителя. Они хотели убить и святого Лазаря, и он вынужден был уехать на остров Кипр, где был рукоположен во епископа. По воскресении своем, он жил еще 30 лет, много потрудившись в распространении христианства на Кипре. И здесь мирно скончался. По преданию, святой Лазарь, будучи епископом, удостоился посещения Божией Матери и получил от Нее омофор, сделанный Ее Пречистыми руками.
Богослужение Лазаревой субботы имеет ряд особенностей. На утрени этого дня после чтения кафизм поются воскресные тропари "Ангельский собор удивися...", которые обычно поются на воскресной утрени. После чего читаются седальны и поется "Воскресение Христово видевше...". От субботы праведного Лазаря до недели Фоминой после 8-й песни канона не поется "Честнейшую". Как и в воскресный день, после канона поется "Свят Господь Бог наш...". Великое славословие поется.
На Литургии вместо Трисвятого поется "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся..." Это связано с тем, что раньше в Лазареву субботу многие принимали святое крещение.
На трапезе в этот день разрешено вкушение рыбной икры.
Неделя Ваий (Вход Господень во Иерусалим)
Совершив чудо воскрешения Лазаря, Господь Иисус Христос идет в Иерусалим, где Ему престоит претерпеть страдания и принять крестную смерть ради нашего спасения. Множество народа собралось тогда в Иерусалиме перед праздником иудейской Пасхи. Конечно, слух о вышеестественном чуде распространился быстро, и люди хотели видеть Чудотворца.
Приближаясь к Елеонской горе, Христос воссел на молодого осла и шествовал в сопровождении множества народа, который устилал путь одеждами и пальмовыми ветвями (вайями). Осел издревле служил на Востоке символом мира. Народ встречал Господа как Царя и победителя и восклицал: "Осанна Сыну Давидову! Благословен Царь, грядый во имя Господне! Осанна в вышних!" Шествие это являло собою нечто торжественное и священное, оно напоминало слова пророка Захарии: "Ликуй от радости, дщерь Сиона, проповедуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебя, праведный и спасающий, кроткий, седящий на молодом осле" (Зах,9,9). До этого момента Спаситель не объявлял Себя открыто, уклонялся от земных почестей. Теперь Господь не препятствовал этому искреннему и радостному выражению народных чувств, свершалась тайна Промысла Божия, сбывались древние пророчества, внимание всего народа обращалось на пришедшего Мессию. "Аще сии умолкнут, - камни возопиют!" - ответил Христос тем, кто советовал Ему остановить народное ликование. А Господь, приближаясь к Иерусалиму, скорбел о духовной слепоте иудеев и о будущей гибели города: "О, если бы ты, хоть в этот день твой уразумел, что служит к миру твоему!" Этим Спаситель еще раз обращал внимание людей на важность происходящего: "в сей день твой".
Еще несколько важных моментов, на который обращает внимание святитель Иннокентий Херсонский. Для входа в Иерусалим Христом Спасителем был выбран именно тот день перед иудейской Пасхой, в который в каждом семействе избирали агнца, служившего "пасхой". Это, конечно, не случайно, если видеть в пасхальном агнце не только памятный знак бывшего благодеяния Божия, оказанного праотцам иудеев в Египте, но прообраз Пасхи Христовой. Сам Господь Иисус Христос, теперь становится Агнцем, приносимым за грехи всего мира. А сам образ восшествия в Иерусалим, несмотря на торжественность, был исполнен глубокого смирения и определенно указывал на то, что Царство Христово - "не от мира сего", что Мессия - не земной царь.
Торжественный вход в Иерусалим еще более озлобил врагов Христа. Поэтому они решили действовать безотлагательно, но тайно, так как всеобщее ликование и расположение к Иисусу Христу, препятствовало им открыто применить силу.
Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к числу двунадесятых праздников. Все богослужение совершается только празднику, воскресная служба опускается. На утрени после Евангелия читается молитва на благословение ваий (финиковых, пальмовых ветвей или у нас верб). Освященные ваии раздаются затем молящимся, когда они подходят к Евангелию для целования его. Литургия совершается по чину свт.Иоанна Златоуста.