ПРОТОИЕРЕЙ АРТЕМИЙ ВЛАДИМИРОВ: "ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА - НЕЛЕГКОЕ ПОСЛУШАНИЕ"
Воспитание ребенка - одно из самых нелегких и ответственных послушаний, которые накладывает Бог на человека. Первый советчик в данном случае - Сам Господь, поэтому важно родителям и наставникам детей учиться замечать и воспринимать волю Божию и отказываться следовать самочинным стандартам, которые лишь кажутся истинными. О некоторых тонкостях общения воспитателя и ребенка мы беседовали с педагогом и священником Артемием Владимировым в стенах московской общеобразовательной православной гимназии, что в Красном Селе.
— Наблюдая за малышами, можно заметить в них упоение желанием творить добро. Настолько дети в начале своей жизни чисты, что многочисленные соблазны, которые рассчитаны на самых маленьких, не могут подавить в них порывов милосердия и жертвенной любви. Например, один мой знакомый пятилетний малыш рассказывал, как они летом со старшим братом строили из веток шалаши для бездомных. “Мы строили, но потом дул ветер и они падали!” - с некоторым сожалением говорил он. На ум пришла тогда аллегория, что этот ветер - мы, то есть взрослые, которые не хотят поддержать в малышах чистоту их отношения к миру. Мы отмахиваемся, не замечаем расположения младенческой души, - и заложенное Богом стремление разваливается, не укрепившись поддержкой.
— Действительно, дети не искушены во зле. Хотя они и не безгрешны, но, до поры до времени сохраняя чистоту душевную и телесную, напоминают нам об ангелах, о рае, о первых людях, которые наслаждались полнотой духовного блага, покуда не вкусили запретного плода.
Главная задача взрослых предельно понятно поднесена Богом - помочь детям сохранить детство и девство, уберечь их от растления. Вся задача воспитателя и педагога заключается в том, чтобы, образовав умственно своего питомца, привить ему правила доброй жизни, чтобы он сохранил себя в переходном и особенно в юношеском возрасте от блудных падений, которые называются на нашем невыразительном языке ранним сексуальным опытом. Ибо главное достоинство личности, конечно же, в невинности, целомудрии. Чтобы этому детей научить, родители сами должны жить чисто, честно, благородно.
Вне идеалов христианского брака мы сегодня, к сожалению, наблюдаем общее падение нравов - когда сама природа, не говорю чадородие, приносится в жертву сладострастию.
— Как-то мне попала на глаза интересная детская тетрадка. Она была подписана как “Тетрадь общества против других, маршала такого-то класса такой-то школы”, а ниже шли имя и фамилия. Что, на ваш взгляд, стояло за этим - конфронтация по отношению к окружающим или что-то иное?
— Это обычные психологические ходы в жизни подростков, когда они норовят отойти от утомляющего их коллектива, от большинства, и вдвоем или втроем образовать некую сокровенную среду, неподвластную учету и контролю скучных воспитателей. В подростковом возрасте детьми довольно часто овладевает жажда таинственного.
Если детям не хватает духовности, - а какая может быть духовность вне гармоничного православного воспитания, - они тяготеют ко всякого рода тайным обществам, фракциям, составляют какие-то уставы. Это еще не носит характера антагонизма, но, думаю, указывает на голод души, которая не удовлетворяется земной, обыденной обстановкой и ищет чего-то сокровенного.
Не вина детей, что таким образом они обретают суррогат. Но наша, педагогов, вина, когда мы, назвав себя воспитателями, не питаем детей здоровой духовной пищей. В моем представлении, такой пищей, конечно же, является гармоничное, целостное православное миросозерцание и соединенное с этим мировоззрением нравственное воспитание в духе веры, надежды и любви.
— Не секрет, что в роли учителя сегодня выступает и в целом развращенное общество. Ребенок выбирает, кого ему слушаться как более авторитетное начало: окружающий мир с его “нравственными” ценностями или родителей, наставления которых противоречат наставлениям учителя коллективного и безликого, установки которого ребенок принимает, не отдавая в том отчета. Не на этой ли почве произрастает сегодня в семьях так называемая проблема отцов и детей?
— Бацилла трагического взаимонепонимания века нынешнего и века минувшего посеяна не детьми, а взрослыми: насаждением атеизма. Нетрудно увидеть, что в самом духе строптивости, непокорстве, низвергании авторитетов содержится философский источник безбожия.
Мы зря раздуваем проблему отцов и детей, она довольно просто снимается преподаванием в процессе воспитания библейской заповеди “чти отца и мать твоих, да благо тебе будет и да долголетен будешь на земле”.
Кем будут наши дети - сорви-головы, гекльберрифинны, иваны, не помнящие родства, чацкие и лаврецкие, инсаровы и кирсановы, гриши добросклоновы, или же это будут действительно почтительные сыновья и дочери, любящие своих отцов и матерей и, следовательно, Отечество, сознающие себя потомками своих предков, - зависит всецело от мудрости педагогов, от педагогических установок.
— Какие чаще всего мы допускаем ошибки в воспитании, о которых потом плачем, а исправить их бывает крайне сложно?
— Ошибки эти разнородны, разнокачественны, ибо нет дела тоньше, возвышеннее, труднее, чем воспитание детей. Первая ошибка - в стремлении дать ребенку то, чего ты сам не имеешь. Этот метод воспитания окончится пустой фразеологией, ибо здесь действует закон сообщаемости сосудов - уровень жидкости в них одинаков. Вторая ошибка - японский или американский принцип воспитания: совершенно отпустить вожжи, предоставить ребенку делать то, что ему нравится, что ему хочется. Такой подход может вырастить лишь чудовище, которое затопчет, не моргнув, своих собственных родителей. Третья ошибка - троцкистский метод воспитания: стремление подавить волю ребенка, игнорирование суверенности его личности. Ибо так нарушается главный христианский принцип - уважение и признание за человеком свободы произволения. Проповедовать и увлекать следует без насилия, но на основе личного нравственного примера. Чревато и воспитание, обусловленное духом феминизма и эмансипации - непонимание того, что ребенку отец нужен не менее, если не более, чем мать. Надо пожалеть тех мам, которые легкомысленно выпроваживают из дома мужей только потому, что они не отвечают их воззрениям на роль папы в деле построения семьи.
— До сих пор не прекращаются разговоры о реформе образования. На ваш взгляд, нужна ли реформа и в чем она должна состоять?
— Школа страждет от реформ. Что ни год, то что-нибудь новое, введенное наспех. Школе нужно возвратиться к традиционным нравственным ценностям. Мы испытываем нужду в здоровом консерватизме вместо бесконечно сменяющих друг друга, как перчатки, реформ, следствие которых - дезорганизация учебного процесса, смятение в умах и сердцах рядовых педагогов. Школа нуждается, прежде всего, в нравственно сильных, добропорядочных педагогах, с любовью к детям преподающих уже апробировавшие себя вековые нравственные ценности. Нет нужды говорить о том, что Православие и является хранилищем русской культуры, в среде которой и должны бы воспитываться наши дети, если мы действительно желаем сохранить Отечество и смотреть с надеждой в грядущее.
— Недавно один молодой человек уходил в армию, а его мама сетовала: “Идет сын защищать Родину, а Родины-то и нет!”
— Как правило, зловещую торричелиевую пустоту вместо любви к Родине имеют на сердце люди, омраченные двадцатипятичасовым просмотром телевидения. Но у русского человека не отнять Россию. Русь еще жива, еще поет, несмотря на столкновение честолюбивых амбиций, рвачество и хищничество в высших эшелонах, о чем прекрасно говорил пророчески Иван Ильин в своих философских трудах о грядущем безвременьи. Россия как определенный феномен, этническая, духовная целостность существует, несмотря на сложность переживаемого нами момента. Человек знает и чувствует пульс родной земли.
Зло не в наличии телевизора, а в омрачении сознания той циничной и пошлой, дурно пахнущей пищей, которую представители русского народа ежедневно добровольно вкушают. Свинья грязь найдет, по-русски сказать. Нам нужно быть очень стойкими, мудрыми и избирательными, дабы просеивать информацию.
А мам нужно призвать к непрестанной молитве о защитниках Родины. Недаром наш народ говорил, что молитва матери из огня изымает и со дня морского подымает.
— В поезде зашел разговор о воспитании детей. И деревенский мужик рисовал полную безысходность: водку пьют, взрослых не слушают, матом кроют. А ситуацию может спасти только царь - пока не будет в России царя, родители как воспитатели бессильны...
— Вера в русского царя никогда не была расстреляна в нашем народе. Царь является душой православной нации, символом и эмблемой отечества. Утверждается царский престол на твердой нравственности, и если в народе не будет крепких и сильных духом людей, даже и даруй нам Бог царя, что он сможет совершить?
Нынче Господь Бог дает время для покаяния, для исправления жизни каждого из нас. И если покаяние умножится, Богу все возможно. Как сказал некто: “Если бы Россия как один человек встала на колени пред Богом в покаянии, то Господь тотчас бы избавил ее от насилия и засилья внешних и внутренних врагов”.
А помочь в деле покаяния может и изучение истории родного Отечества. Думаю, сегодня время и школьникам и учителям, вообще всем, изучать ее не по марксистским схемам, а прикасаться к преданиям старины глубокой, познавать национальные святыни отечества, знакомиться с ее духовными героями. Через это мало-помалу даруется нам понимание исторического процесса, своеобразие нашего Отечества, миссия которого - сохранение чистоты в Православной вере и свидетельство о торжестве этой веры всем народам.
Беседовала Мария ОСЕНЕВА
http://orthodox.etel.ru/2003/18/vladimirov.shtml