Протоиерей Артемий Владимиров. Уроки целомудрия как основа нравственного воспитания.

     О повреждении детской души в последние времена говорится в пространной книге "Посмертных вещаний" преподобного Нила Мироточивого, Афонского подвижника ХVI столетия. В ней святой Нил свидетельствует, что самое невинное и нежное - наши дети - в конце времен превзойдут своей злобой и лукавством не только взрослых, но и демонов. И настолько злоухищрены будут мысли и деяния подрастающего поколения, пророчествует святой Нил, что падшей силе даже и не понадобится искушать детей внешними приманками. Они будут по свободному произволению выполнять все то, чего диавол хотел бы от них добиться с помощью своих служителей - злых духов. Анализируя нравственное состояние школы в различных странах мира, мы можем констатировать, что ближе всего к описанной печальной перспективе стоит самая прогрессивная в мире страна - Америка. Та самая страна, которая сегодня пытается "помочь" нашему небогатому материально государству профинансировать программу так называемого сексуального просвещения школьников. По свидетельству американских специалистов, изучающих школьное дело, государственная школа в Америке погибла, и погибла окончательно. Здравомыслящие люди (и не только верующие) стараются употребить все усилия, чтобы не отдавать ребенка в государственную школу, но либо воспитывать дома, либо частным образом. Более 80 процентов детей, закончив американскую государственную школу, встречают большие трудности в осмыслении художественного текста на английском языке; около 90 процентов американских юношей и девиц не могут освоить технический текст. Отчего это происходит? Не только оттого, что учителя бесталанны, но более всего из-за падения нравственной атмосферы в школе, которая целиком и полностью находится в зависимости от программы сексуального воспитания, а лучше сказать растления детей.
     Европа, к сожалению, близка в этом отношении к Америке, ибо сейчас и во Франции, и в Голландии дети второго-третьего классов обязаны посещать уроки, где с помощью муляжей и внешних изобразительных средств дипломированные развратники (так их назовем с христианской точки зрения) учат детей тому, что должно происходить с партнерами, меняющими друг друга, как перчатки. Сейчас этот эксперимент уже начинают проводить в некоторых "передовых" школах Москвы и других городов России. Нам стало известно, что во многих отделах районного образования уже складированы соответствующие учебники, богато иллюстрированные, равно как и за государственный счет доставлены контрацептивы, которые должны будут распространяться среди детей либо после посещения этих занятий, либо одновременно со школьными обедами, что уже имеет место в одной московской школе.
     К чему ведет нецеломудрие, половая распущенность, вам хорошо известно. Но все-таки нужно об этом поговорить. Плотский грех связан с потерей девства, невинности, целомудрия, что имеет и свои последствия - духовные, медицинские и нравственные.
      Духовные последствия. Плотский грех, осуществленный сначала в мысли, а потом и на деле (имеется в виду, все вне Богом благословленные супружества), отлучает нашу природу от вечной жизни и в прямом и в переносном смысле ввергает ее в темное царство вечного отчуждения от Бога.
     К духовным последствиям этого греха следует отнести также общее растление человеческой природы и невозможность вступления согрешивших блудным грехом христиан на служение Церкви, ибо пастырское служение требует непременно непорочности. А ведь если никто из наших детей не захочет стать священником, монахом, матушкой - женой священника, то где же нам взять интеллектуальные, нравственные силы для просвещения народа? Грехи неверия и блуда находятся в тесной взаимозависимости. Об этом свидетельствует Евангельская притча о блудном сыне. Помните: он отвернулся от отца и, взяв пожитки и уйдя из отчего дома, расточил имение с блудницами. Так что отчуждение общества от Бога достигается с равным успехом как системой поголовного атеизма, так и насаждением половой распущенности.
     Последствия медицинского, физиологического характера. Современная наука слишком просвещена касательно этих последствий. Специалистам знаком закон телегонии. Этот закон имеет силу в человеческом обществе. Выражается он в том, что лишивший девицу невинности человек (как правило это бывают люди циничные, развратные, нечистые, больные) отравит ей всю последующую жизнь. И не только ей, но и ее детям. Дело в том, что клетки, проникшие через естество прелюбодеяния в лоно незадачливой, романтически настроенной или вовсе лишенной веры девушки, остаются там десятилетиями (а не 2-3 дня), затем они вступают в единоборство с плодом, который заблагорассудится когда-то зачать этой потрепанной жизнью душе. Вот одна из основных причин врожденных болезней детей, начиная с расстройства нервной системы и кончая повышенным внутричерепным давлением, недоразвитостью, болезнью Дауна и прочими бедами. Безусловно, половая распущенность, которую ныне хотят навязать российской школе, выразится в ущербности, дегенерации, вырождении ментальных и физических способностей. Неужели нас действительно ожидает то, что является печальной действительностью в США? Один из видных американских социологов сказал, что американская школа ныне как будто бы поставила задачу выпускать из своих недр балбесов и дебилов.
     Важно упомянуть еще об одном факте: все эти кампании с контрацептивами для маленьких привели в Америке к ужасающему росту абортов! Таким образом на практике они получили то, против чего на словах борются.
     Скажем, наконец, и о нравственных последствиях плотской распущенности. Разврат прежде всего отражается на складе человеческой души, душа теряет природные, Богом данные добродетели: ясность ума, умение схватывать изучаемый материал на лету, проницательность, свойственную детской психологии, радость сердца и переживания каждого мига как полноты бытия - все то, что, собственно, и делает детство счастливым. О нравственных последствиях особенно красноречиво свидетельствует цинизм. Цинизм - неверие в святое - не может обойтись без онегинского сплина, печали, тоски, уныния, доходящего мало-помалу до отчаяния и суицидального комплекса. Когда мы, священники, на исповеди узнаем о попытках самоубийства, то убеждаемся: как правило, наложение на себя рук провоцируется блудными драмами и падениями, которыми, к сожалению, полна жизнь современного человека. Нравственные последствия греховного образа мыслей и жизни сказываются в одержимости, которую французы называют "obsession" - "одержимость страстью". Человек не владеет собой, голос разума смолкает, похоть, забираясь в святилище души, приводит к агрессии, росту изнасилований, безобразным сценам, которые превращают место собраний таких одержимых в свальный грех.
     Один мой знакомый бизнесмен, деловой человек, как-то сказал мне: "С немцами я готов иметь дело и заключать торговые контракты, с французами - никогда". - "Почему так?" - "Потому что у немцев семейные добродетели на высоте, у французов же даже самые симпатичные президенты, в том числе и скончавшийся недавно почти национальным героем, изменяют и не считают это грехом. Если человек изменяет самому любимому и близкому существу, неужто он не будет изменять мне, случайному торговому партнеру?"
     Все перечисленное означает гибель: политическую, экономическую, моральную, и мы с вами тому свидетели. Учителя, педагоги суть стражники, они стоят на страже детской души. Следовательно, и отвечать всем нам придется: прилагали усилия или нет в борьбе с очередной импортной напастью.
     Думаю, что главное в деле привития целомудрия - это личность учителя. "В сообщающихся сосудах, - говорит Паскаль,- уровень жидкости одинаковый". Если учитель не дорожит семьей, не любит самого слова "целомудрие", то никакие учебники, даже самые прекрасные, не помогут.
     Сейчас, к сожалению, наблюдается опасная тенденция - демократизация основ школьного процесса. В школу приходят молодые учителя, которые не считают нужным носить пиджак, белую рубашку, галстук. Они намеренно сокращают дистанцию между учителем и учеником, подчас строят учебный процесс не созидая, а разрушая, превращают урок в якшание с теми, кого должны были бы до себя поднимать.
     Следующий маленький шаг в уроке целомудрия - это внешний вид учащихся. Болезненно, мы, педагоги, переживали уничтожение формы в наших школах. Ведь признаемся, советская школа получила в наследие от русской школы некоторое пуританство. Благодаря этому она была и еще остается несравнимой со школами американскими, японскими, голландскими и иными. Вот почему во многих православно ориентированных гимназиях умные директора по совету священнослужителей (которые сами в форме ходят) идут на расходы и вновь вводят школьную форму. Русский мыслитель Павел Флоренский не случайно сказал, что одежда - это продолжение личности. Ребенок в школьной форме ощущает себя школьником, учеником, частичкой школьного организма. Школьная форма действительно от чего-то предохраняет, обусловливает определенным образом поведение учащегося.
     Следующее, на что мы должны обращать внимание (сколько будет в наших силах), - это соблюдение детей от развращающих зрелищ и дурных сообществ, портящих "благие нравы", по слову апостола Павла. Задача почти невыполнимая, потому что ныне наши дома осквернены тем, что именуется пошлостью.
     Может ли существовать школа, дело воспитания без нравственных идеалов? Если нет идеала, значит, нет и сопряженного с идеалом героизма, романтики. Ныне души наших детей увядают, молодежь ищет романтики там, где ее нет, - в бандитизме. Стало быть задача из задач педагога -воскресить нравственный идеал, тем паче, что он уже давно воскрес, его сила давно дышит в простых и незлобивых сердцах: этот идеал - Христос, Пресвятая Богородица и святые Божии люди, которые исходили всю Русскую землю, свидетельствуя высшую правду.
     И в заключение - самое важное, относящееся к целомудрию. Православие (как духовная культура нашего Отечества) приобщает нас к бесценному сокровищу - гигиене человеческого сердца, профилактике чистоты души. Суть этой профилактики - в умении различать и качественно оценивать свои помыслы, мысли, отсеивая плевелы и оставляя пшеницу, мы побеждаем и низлагаем зло внутри себя. Этого не знают, этим не владеют никакие рационалистические системы морали, ни энциклопедисты-просветители, ни соцреалисты. Этим обладает только Православие, этому учат своего маленького питомца батюшка- священник и бабушка-воспитательница: "Дитя мое, сохрани тебя Бог от грязных и нехороших мыслей. Бог все знает... Видишь, с иконы предупреждает, а вместе и благословляет, чтобы мысль была чиста и светла". Искусство педагога в том, чтобы ввести ум ребенка в сердце и научить дитя сторожить свое сердце от непрошенных гостей: злых, лукавых, нецеломудренных помыслов. Сколько здесь требуется чуткости, профессионализма, а главное, глубокой воцерковленности учителя!
     Не только уроки целомудрия, но и всякие вообще уроки требуют дисциплины. Без сознательной дисциплины учебный процесс невозможен. Когда речь идет о нравственности, то и так называемые мелочи становятся важными. Замечал ли кто из нас, как меняется выражение лица школьника, жующего жвачку? Оно теряет дух скромности, разума, целомудрия. Ведь развязное поведение в классе уже говорит о недостатке стыдливости, которая делает детей ангелами! То же скажем и об осанке, умении, или не умении держать себя, как подобает школьнику. Одно - когда сидят развалившись в вальяжных, "американских" позах, другое - когда "по-православному", по-богатырски распрямляют спину и плечи. В здоровом теле - здоровый дух. Сейчас мы с вами действительно стоим перед выбором. Ныне сбываются слова Апокалипсиса: "Неправедный путь еще делает неправду; нечистый путь еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще" (Откр.22,11). Пусть услышит тот, кто решил осквернить самых маленьких, беззащитных, грозное предупреждение: "Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною" (Откр.22,12). Сегодня каждый и в государстве, и, страшно сказать, внутри церковной ограды делает то, что ему кажется справедливым. Но вот в чем вопрос: с кем ты будешь педагог? Что ты, обыкновенный учитель обыкновенной школы, вручишь сегодня своему питомцу: свечу веры или средство контрацепции? Предпримешь ли жертвенные усилия, чтобы школа стала училищем здоровых понятий и благородной жизни, или будешь продолжать "отлучать" школу от Церкви и нравственной правды?

http://www.derzhavnaya.spb.ru/lib/famil … udrie.html