Форум православной мамы "Пчёлка"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум православной мамы "Пчёлка" » Православие » Особенности богослужения Великого поста


Особенности богослужения Великого поста

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

Особенности богослужения Великого поста

     Великопостное богослужение производит особенно сильное впечатление на душу, поскольку имеет по преимуществу покаянный характер и наиболее отвечает настроению души верующего, сознающего свою греховность, кающегося и плачущего пред Господом. В молитвословиях Триоди Постной говорится и о том, каков есть человек, и о том, к чему он должен стремиться, каким он должен быть.

     Великим Постом более, нежели в другое время, Церковь зовет нас к покаянию. Любовь Божественная зовет душу человека восстать сна, от духовной спячки, припасть к Небесному Отцу в покаянии и смирении. "Поистине велие покаяние! От него зависит наше духовное совершенство, наше спасение...Велие покаяние! Оно - сильнейшее оружие против стрел врага в нашей брани с исконным человекоубийцей диаволом... Велие покаяние! Оно - тихая пристань для погружаемых треволнением греха...", - так пишет святитель-исповедник Афанасий (Сахаров). [1] Покаяние неотделимо от смирения, сознания своей немощи, греховности, осознания невозможности ничего изменить без помощи Божией.

     Другой особенностью великопостного богослужения является то, что все оно устремлено к Пасхе. Через его молитвословия красной нитью проходит утешительная мысль, что за подвигом поста следует радость Христова Воскресения. Так часто словами Постной Триоди мы просим Господа сподобить нас достойно встретить Светлое Христово Воскресение, причаститься Пасхального Агнца. Интересно, что в Неделю Крестопоклонную в качестве ирмосов одного из канонов утрени полагаются ирмосы Пасхального канона. Как замечает святитель Афанасий (Сахаров), "Вся жизнь наша обращена к Вечной Пасхе и ждет приближения ее... Поэтому христиане и просят Господа не только удостоиться видеть образа Пасхи совершение, но и истинное явление. И как в подвиге поста Четыредесятницы христианина поддерживает мысль о радости Светлого Христова Воскресения, так и вообще во всех подвигах жизни и шествия по пути Христову его должна поддерживать мысль о великой радости будущего Воскресения..."

0

2

Великая Четыредесятница

     Великий Пост включает в себя великую Четыредесятницу - сорокадневный пост (по примеру Господа Иисуса Христа, постившегося сорок дней), Лазареву субботу и Праздник Входа Господня в Иерусалим, Страстную седмицу.

     Богослужение Великого поста отличается не только по своему характеру и внутреннему содержанию, о чем мы уже говорили, но и по своему строю.

     Все Недели и седмицы Великого поста имеют свое особенное содержание, о чем мы расскажем ниже, применительно к каждой седмице.

     Основные особенности богослужения великой Четыредесятницы следующие:
     - За седмицу дважды прочитывается вся Псалтирь. Кафизмы читаются не только на вечерне и утрени, но и на часах.
     - На всех службах читается молитва преподобного Ефрема Сирина [4] с земными поклонами.
     - На утрени поется "Аллилуия" со стихами из книги пророка Исайи вместо "Бог Господь", а затем вместо тропарей праздника или святого поются тропари, которые называются "Троичны песни", того гласа, на который поются песнопения Октоиха этого дня. На каждый глас и день таких тропарей по три. Исключение составляют дни праднования особо чтимых святых, храмовые праздники, праздник Благовещения.
     - На утрени канон читается с песнями Священного Писания (расположены они в Ирмологии). Вместе с каноном читаются трипеснец Триоди [3].
     - На утрени Великое славословие всегда читается.
     - На 6-м часе и на вечерне положены чтения из Ветхого Завета - паремии.
     - На часах вместо обычных тропарей поются тропари часов с поклонами.
     - Часы совершаются следующим образом: 1-й час присоединяется к утрене. Отдельно читаются 3-й, 6-й, 9-й час, затем изобразительные и вечерня. Изобразительные начинаются сразу с пения "Во царствии Твоем помяни нас, Господи", поются Блаженны и потом трижды с поклонами поется "Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем" . Причем, поется, как сказано в уставе "косно " (т.е. медленно) и "со сладкопением". Затем служится вечерня.
     - В конце вечерни поются с поклонами тропари: "Богородице Дево...", "Крестителю Христов, всех нас помяни...", "Молите за ны, святии апостоли, святии вси...".
     - После вечерни служится заупокойная лития.
     - Вечером совершается Великое повечерие, за исключением лишь нескольких дней, когда положено служить Малое повечерие.

     - В дни Великого поста Литургия, на которой совершается освящение Даров, Евхаристия, служится только по субботам и воскресным дням, а также в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. По субботам и в день Благовещения служится литургия святителя Иоанна Златоуста, по воскресеньям - литургия святителя Василия Великого. В среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров (также эта литургия служится в четверг 5-й седмицы, в первые три дня Страстной седмицы и в иные седмичные дни Великого Поста, если на этот день приходится праздник великого святого или храмовый праздник).
     Связано это с тем, что Евхаристия наполнена высокой радостью о Христе Спасителе, это духовное торжество, Пир веры. Литургию, на которой совершалось освящение Даров, древние христиане называли Пасхою. Но эта высокая радость не согласуется с сокрушением и печалью, с какими должно проводить дни Великого поста. Но поскольку постящимся все же необходимо укрепление Небесною пищею Тела и Крови Христовых, то совершается Литургия преждеосвященных Даров, чтобы мы могли приобщаться Святых Таин.

0

3

Первая седмица Великого поста

     Пост первой седмицы великой Четыредесятницы строже других по уставу. И богослужение первых дней Великого поста более строгое, покаянное, менее торжественное.

     В понедельник, вторник и четверг утреннее богослужение состоит из утрени, часов, изобразительных и вечерни. Литургия не совершается. В среду и пятницу утреннее богослужение состоит из утрени, часов, изобразительных и Литургии Преждеосвященных даров.

     Вечером в первые четыре дня Великого поста на великом повечерии совершается чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Этот канон называется великим и по содержанию, и по объему. Он содержит в себе повествование о различных эпизодах Ветхого и Нового Завета применительно к душе человеческой, к ее нравственному состоянию, побуждает воздерживаться от зла и ревновать о добродетели, подражая добрым примерам. Канон этот велик по силе покаянного чувства, весь он направлен к тому, чтобы побудить душу к покаянию.
     Великим постом канон прп.Андрея Критского прочитывается дважды. На первой седмице он разделяется на 4 части и прочитывается в первые четыре дня. А на утрени четверга 5-й седмицы он прочитывается полностью, о чем будет рассказано ниже.

     В пятницу после заамвонной молитвы (по окончании Литургии) совершается молебный канон прп. Феодору Тирону и освящение колива (вареная пшеница на меду или рис с изюмом). Связано это со следующим случаем. В 362 году император Юлиан Отуступник на первой седмице Великого поста приказал тайно окропить все продукты, которые продавались на рынках, кровью идоложертвенных животных. Но святой великомученик Феодор Тирон явился в сонном видении епископу Евдоксию, открыл ему тайное распоряжение императора и повелел ничего не покупать на рынке, а питаться коливом. Поэтому в пятницу на молебном каноне освящается коливо, а в субботу первой седмицы Великого поста совершается благодарственное празднование великомученику Феодору Тирону.

    Первая неделя (воскресенье) Великого поста. Торжество Православия

     В первый воскресный день (неделю) Великого поста воспоминается торжественное восстановление почитания святых икон, которое имело место при греческой царице Феодоре в 842 году в первое воскресенье Великого поста. Тогда после периода иконоборчества восторжествовало православное вероучение. И с того момента было установлено совершать ежегодно празднование этому торжеству Православия, чтобы никогда более не было кому-то соблазна впасть в лжеучение.
     В этот день совершается особое благодарственное молебное пение, в котором также Церковь молится о заблудших или отпавших, об обращении, возвращении их на путь истины. При архиерейском служении в кафедральных соборах в этот день к этому молебному пению прибавляется особый Чин Православия, когда возглашаются анафемы различным ересям и лжеучениям, а после этого возглашается вечная память всем ревностно подвизавшимся православным христианам и особенно тем, кто много послужил для утверждения правой веры.

     Поминовение усопших в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого Поста

     В субботу 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого Поста Церковь совершает особое, нарочитое поминовение усопших, если на этот день не приходится полиелейный праздник (Обретение главы св.Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, Благовещения или храмовый праздник). Это родительские субботы.
     Если во вселенские родительские субботы на первое место ставится поминовение всех усопших православных христиан и лишь в дополнение к этому поминовение наших усопших сродников, то эти субботы поминовение сродников выдвигается на первое место. Поминовение во вселенские субботы имеет самостоятельное значение. А усиленные заупокойные моления в субботы Великого поста установлены как бы в возмещение не могущего быть в будничные великопостные дни литургического поминования.

     Вторая Неделя (воскресенье) Великого поста. Память свт.Григория Паламы

     Во 2-ю Неделю Великого поста празднуется память святителя Григория Паламы, митрополита Солунского, жившего в XIV веке. Святитель Григорий известен как защитник Православия против ереси Варлаама, отвергавшего православное учение о нетварном свете, которым Господь сиял в Преображении на Фаворе. Он свидетельствовал, что и каждый христианин в таинстве крещения бывает запечатлен Божественным светом, по мере духовной жизни этот свет все более проявляющимся. Просияв подвижнической жизнью, святой Григорий Палама оставил глубокие размышления и поучения о духовной жизни, особенно о молитве.
     Как мы уже говорили, все Недели и седмицы Великого поста имеют свое особенное содержание. В богослужении 2-й Недели и следующей за ней седмицы (3-й) Святая Церковь вторично обращается к притче о блудном сыне.

0

4

Третья Неделя (воскресенье) Великого поста. Крестопоклонная

     Третья Неделя Великого поста посвящена поклонению Честному и Животворящему Кресту. Поскольку Великим постом мы как бы неким образом распинаемся, умервщляя свои страсти, испытываем чувство горести и можем унывать, то и предлагается для утешения и укрепления Крест. Взирая на Крест, мы вспоминаем, что претерпел ради нас Господь, и нам легче нести наши труды и тяготы. Крест Христов есть знамение победы и славы, он неразрывно связан с Воскресением и утешает нас упованием и надеждой, укрепляет в подвигах Великого поста. Примечательно, что в Крестопоклонную неделю на утрени при каноне Кресту находятся ирмосы Пасхального канона.
     Богослужение недели Крестопоклонной имеет ту особенность, что на утрени после пения Великого славословия совершается вынос Креста из алтаря на середину храма для поклонения. Совершается троекратное поклонение Кресту с пением "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко и святой Воскресение Твое славим" и особых стихир. Крест остается на середине храма до пятницы следующей седмицы. Поклонение Кресту совершается также в понедельник и среду на 1-м часе, а также в пятницу по окончании часов, после чего Крест уносится в алтарь. На 1-м часе вместо "Стопы моя направи по словеси Твоему" поется "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко..." и затем стихиры на поклонение Кресту.
     В богослужении 3-й Недели и следующей за ней седмицы (4-й) Святая Церковь, как и в первую приготовительную неделю, обращается к притче о мытаре и фарисее.
     

     Четвертая Неделя (воскресенье) Великого поста. Память преподобного Иоанна Лествичника

     Чтение Лествицы, сочинения преподобного Иоанна, положено по Уставу на утрени и часах в седмичные дни Четыредесятницы. И в четвертую неделю Великого поста творится память преподобного Иоанна, который изобразил в своем произведении лествицу добродетелей и сам подвижнической жизнью показал пример добродетельного жития. Первая ступень этой Лествицы - страх Божий, высшая ступень - любовь.
     Евангельское чтение этого воскресного дня повествует об исцелении Господом бесноватого отрока со словами, что злой дух "изгоняется только молитвою и постом". В основу богослужения 4-й Недели и последующей за ней 5-й седмицы положена притча о впадшем в разбойники, с которым сравнивается грешная душа, израненная и уязвленная, словно разбойниками, своими страстями. А исцеление, врачевания она может ожидать единственно от милосердия Спасителя.

Четверг пятой седмицы Великого поста. Мариино стояние

     В четверг 5-й седмицы Великого поста на утрени единственный раз в году полностью прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Соединяется он с каноном преподобной Марии Египетской и с трипеснцем. И, кроме того, прочитывается с амвона житие преподобной Марии Египетской, разделенное на две статии (две части). И поэтому члужба эта называется "Стоянием преподобной Марии Египетской" или "Мариино стояние", иногда же "Андреевым стоянием".
     Великий канон читался на первой седмице Великого поста, разделенный на четыре части. Теперь он читается полностью, чтобы вновь возбудить нашу ревность к подвигу покаяния и поста, вдохнуть в нас силы и решимость к достойному окончанию Святой Четыредесятницы. Великий канон, как повествует синаксарий, способен умягчить и самую жесточайшую душу и воздвигнуть ее к покаянию, сокрушению и богоугождению. Также и житие преподобной Марии исполнено великого назидания и умиления. Оно дает многое утешение согрешившим, показывая неизреченное Божие человеколюбие и милость к человеку кающемуся.
     Богослужение этого дня имеет свои особенности.
     На вечерне на Господи воззвах к обычным стихирам добавляются 24 стихиры Великого канона, составленные преподобным Андреем Критским. Эти стихиры по содержанию глубоко покаянные, умилительные, как и великий канон. Каждая из стихир оканчивается словами: "Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя". По Уставу после каждой стихиры положено полагать по 3 поклона.
     Повечерие положено малое и читается келейно.
     На утрене стихословится одна кафизма (8-я), после которой читаются седальны Октоиха и затем первая часть жития преподобной Марии. Затем 50-й псалом и канон. После 3-й песни - седальны и вторая часть жития преподобной Марии. После 6-й песни - поются блаженны с поклонами и с чтением покаянных тропарей.
     На часах кондак Великого канона "Душе моя, душе моя...", на первом часе кафизмы не положено.
     В этот день служится Преждеосвященная литургия, на которой, по слову Устава, "причащаемся Святых Христовых Таинств".
     Также в этот день на трапезе разрешается вкушение вина и елея (постного масла).

0

5

Суббота пятой седмицы Великого поста. Похвала Пресвятой Богородице (Суббота Акафиста)

     В субботу пятой седмицы на утрене полагается пение Акафиста Пресвятой Богородице. [5] Служба эта была установлена в память неоднократного избавления Константинополя от врагов защитой Матери Божией. И ради многих вышеестественных чудес Пресвятой Богородицы мы празднуем этот праздник, именуя его праздником Похвала Пресвятой Богородице. Слово "акафист" в переводе с греческого означает "неседальное пение", т.е. пение, при котором запрещается сидеть. Поэтому еще одно название субботы Акафиста - "Неседальное". Синаксарь этого дня говорит нам, что название это произошло от того, что люди в Константинополе, умоляя Матерь Божию спасти их от врагов, стояли в молитве стоя всю ночь. Так и мы должны слушать Акафист стоя.
     Вспоминая избавление Константинополя от видимых врагов, мы молим Царицу Небесную об освобождении наших душ от врагов невидимых, от рабства страстей. Взирая на Матерь Божию как на Споручницу грешных, мы просим Ее помощи в трудах молитвы и покаяния. Святая Церковь утверждает нас в надежде на заступничество и помощь Пресвятой Богородицы, Которая никогда не оставляла без помощи скорбящих и страждущих.
     Богослужение этого дня имеет свои особенности.
     На вечерне на Господи воззвах поются стихиры Благовещения - "Совет превечный..."
     Повечерие положено малое и читается келейно.
     На утрене поется Акафист, разделенный на 4 части, причем, каждый раз в начале и в конце поется первый кондак "Взбранной Воеводе". Первая часть поется после 16-й кафизмы, Вторая - после 17-й кафизмы. Третья - после 3-й песни канона. Четвертая - после 6-й песни канона.

   Пятая Неделя (воскресенье) Великого поста. Память преподобной Марии Египетской

     В пятую неделю Великого поста совершается память преподобной Марии Египетской, Святая Церковь воспоминает и прославляет подвиги этой великой святой, обращает наше внимание глубину ее грехов, ее падения и на беспримерный подвиг ее покаяния.
     Евангельское чтение этого дня уже наши мысли обращает к Страданиям Христа и к Голгофе. Содержание богослужения 5-й Недели и следующей седмицы во многом заимствуется из притчи о богаче и Лазаре. Грешник, богатый лишь страстями, но скудный добродетелями, должен оплакать это свое бедственное, губительное состояние и молить Спасителя, дабы избавил его части немилосердного богача и удостоил вместе с Лазарем Небсного упокоения.

0

6

Шестая седмицы Великого поста. Седмица ваий

     Шестая седмица Великого поста уже готовит нас к празднику воскрешения праведного Лазаря и Входа Господня в Иерусалим, когда на утрени совершается освящение ваий - т.е. финиковых, пальмовых ветвей (или у нас - верб) - с которыми встречали люди Спасителя, грядущего в Иерусалим на страдания (пред Господом, как пред царем, народ постилал пальмовые ветви).

     Пятница шестой седмицы Великого поста

     "Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое", - поет Церковь в этот день. В этот день оканчивается Святая Четыредесятница, но еще не закончился Великий пост, и Святая Церковь готовится к празднику Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим, а затем и к великим дням Страстной Седмицы.

Лазарева суббота

     В субботу шестой седмицы Великого поста Церковь вспоминает чудо воскрешения праведного Лазаря, совершенного Господом за шесть дней до иудейской Пасхи, в которую Спаситель принял крестную смерть. "Прежде шести дней Пасхи", - как повествует Евангелие и поется в песнопениях этого дня. Ради этого чуда этот день именуется Лазаревой субботой.
     Святой праведный Лазарь жил вместе с сестрами Марией и Марфой недалеко от Иерусалима, в селении Вифания. Святого Лазаря Сам Господь называет Своим другом: "Лазарь, друг наш, успе...", - говорит Спаситель ученикам (Ин.11,11). Евангелие повествует нам, что Господь наш Иисус Христос очень любил праведного Лазаря и его сестер - Марию и Марфу. Когда Лазарь заболел, сестры его послали сказать об этом Спасителю, на что Господь ответил, что эта болезнь не к смерти, но для того, чтобы явилась слава Божия. Вскоре Лазарь умер, и прошло уже четыре дня со дня его смерти, когда пришел Господь. Подойдя к пещере, в которой был погребен умерший, Христос воззвал к нему: "Лазаре, гряди вон!" И воскрес Лазарь, и вышел из пещеры, причем пролез в очень узкое отверстие, обвязанный по рукам и ногам погребальными пеленами.
     Это чудо яснейшим образом свидетельствовало о Божественном Всемогуществе Господа Иисуса Христа, о Его владычестве над жизнью и смертью человеческой, а также служило для уверения людей в истине воскресения мертвых и было прообразом воскресения Самого Господа. Многие тогда, видев воскрешенного Лазаря, веровали в Господа.
     И Святая Церковь именует святого Лазаря Четверодневным, напоминая нам об этом чуде - воскрешении Спасителем четверодневного мертвеца.
     Чудо воскрешения праведного Лазаря возбудило особую зависть иудейских начальников и послужило поводом для осуждения Спасителя. Они хотели убить и святого Лазаря, и он вынужден был уехать на остров Кипр, где был рукоположен во епископа. По воскресении своем, он жил еще 30 лет, много потрудившись в распространении христианства на Кипре. И здесь мирно скончался. По преданию, святой Лазарь, будучи епископом, удостоился посещения Божией Матери и получил от Нее омофор, сделанный Ее Пречистыми руками.
     Богослужение Лазаревой субботы имеет ряд особенностей. На утрени этого дня после чтения кафизм поются воскресные тропари "Ангельский собор удивися...", которые обычно поются на воскресной утрени. После чего читаются седальны и поется "Воскресение Христово видевше...". От субботы праведного Лазаря до недели Фоминой после 8-й песни канона не поется "Честнейшую". Как и в воскресный день, после канона поется "Свят Господь Бог наш...". Великое славословие поется.
     На Литургии вместо Трисвятого поется "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся..." Это связано с тем, что раньше в Лазареву субботу многие принимали святое крещение.
     На трапезе в этот день разрешено вкушение рыбной икры.
Неделя Ваий (Вход Господень во Иерусалим)

     Совершив чудо воскрешения Лазаря, Господь Иисус Христос идет в Иерусалим, где Ему престоит претерпеть страдания и принять крестную смерть ради нашего спасения. Множество народа собралось тогда в Иерусалиме перед праздником иудейской Пасхи. Конечно, слух о вышеестественном чуде распространился быстро, и люди хотели видеть Чудотворца.
     Приближаясь к Елеонской горе, Христос воссел на молодого осла и шествовал в сопровождении множества народа, который устилал путь одеждами и пальмовыми ветвями (вайями). Осел издревле служил на Востоке символом мира. Народ встречал Господа как Царя и победителя и восклицал: "Осанна Сыну Давидову! Благословен Царь, грядый во имя Господне! Осанна в вышних!" Шествие это являло собою нечто торжественное и священное, оно напоминало слова пророка Захарии: "Ликуй от радости, дщерь Сиона, проповедуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебя, праведный и спасающий, кроткий, седящий на молодом осле" (Зах,9,9). До этого момента Спаситель не объявлял Себя открыто, уклонялся от земных почестей. Теперь Господь не препятствовал этому искреннему и радостному выражению народных чувств, свершалась тайна Промысла Божия, сбывались древние пророчества, внимание всего народа обращалось на пришедшего Мессию. "Аще сии умолкнут, - камни возопиют!" - ответил Христос тем, кто советовал Ему остановить народное ликование. А Господь, приближаясь к Иерусалиму, скорбел о духовной слепоте иудеев и о будущей гибели города: "О, если бы ты, хоть в этот день твой уразумел, что служит к миру твоему!" Этим Спаситель еще раз обращал внимание людей на важность происходящего: "в сей день твой".
     Еще несколько важных моментов, на который обращает внимание святитель Иннокентий Херсонский. Для входа в Иерусалим Христом Спасителем был выбран именно тот день перед иудейской Пасхой, в который в каждом семействе избирали агнца, служившего "пасхой". Это, конечно, не случайно, если видеть в пасхальном агнце не только памятный знак бывшего благодеяния Божия, оказанного праотцам иудеев в Египте, но прообраз Пасхи Христовой. Сам Господь Иисус Христос, теперь становится Агнцем, приносимым за грехи всего мира. А сам образ восшествия в Иерусалим, несмотря на торжественность, был исполнен глубокого смирения и определенно указывал на то, что Царство Христово - "не от мира сего", что Мессия - не земной царь.
     Торжественный вход в Иерусалим еще более озлобил врагов Христа. Поэтому они решили действовать безотлагательно, но тайно, так как всеобщее ликование и расположение к Иисусу Христу, препятствовало им открыто применить силу.
     Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к числу двунадесятых праздников. Все богослужение совершается только празднику, воскресная служба опускается. На утрени после Евангелия читается молитва на благословение ваий (финиковых, пальмовых ветвей или у нас верб). Освященные ваии раздаются затем молящимся, когда они подходят к Евангелию для целования его. Литургия совершается по чину свт.Иоанна Златоуста.

0

7

Страстнáя седмица

     Последняя седмица перед Пасхой посвящена последним дням земной жизни Христа Спасителя, Его Страданиям и крестной смерти ради нашего спасения. Поэтому эта седмица и называется Страстнóй. А по важности и знаменательности свершившихся в ней событий, она также называется Великой, и каждый из дней ее именуется Великим: Великий понедельник, Великий вторник...
     Богослужение этой седмицы, начиная с вечерни, которая служится вечером в Неделю ваий, постепенно ведет нас по стопам Господа, грядущего на вольную смерть. Со вниманием и благоговением Святая Церковь следует в эти дни за Христом Спасителем, вспоминая те события, которыми были наполнены последние дни земной жизни Христа. Служба совершается только по Триоди, службы святым из Минеи вычитываются на повечериях в предыдущие дни.
     В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы положено на Часах прочитывать Евангелие (по современной практике, Евангелие читается в течение всего Великого поста) - полностью от Матфея, Марка, Луки и от Иоанна до 14-й главы, до слов: "Ныне прославися Сын Человеческий". Чтением Евангелий раскрывается вся жизнь Спасителя.
     Также в первые три дня Страстной седмицы служится Литургия Преждеосвященных Даров, на которой положено определенное Евангельское чтение. Читается Евангелие и на утрени.
     На повечериях в эти дни читаются трипеснцы Триоди, также и на утрени вместо полного канона.
     На утрени в понедельник, вторник и среду поется тропарь "Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща, недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися. Но воспряни, зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас". Женихом здесь назван Христос. Тропарь этот составлен в подражание Евангельской притче о Десяти девах, вышедших в полночь навстречу Жениху. Воскресение Христово произошло в полночь, и Второе пришествие Господа - Жениха душ наших, по преданию Церкви, будет в полночь. Это песнопение побуждает нас не предаваться сну греховному, бодрствовать душой, подвизаясь на пути спасения. Тропарь этот положено петь неспешно и "со сладкопением".
     На утрени в понедельник, вторник, среду и четверг поется светилен (эксапостиларий) "Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшéнный, и одежды не úмам, да внúду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя". Положено петь этот светилен трижды, неспешно, "со сладкопением". Вначале посредине храма одним певцом и затем повторяется хором. Это песнопение напоминает нам Евангельскую притчу о человеке, вошедшем на брачный пир в неподобающей одежде. Говорит о том, что для того, чтобы войти в Чертог Жениха, в Небесное Царство, необходимы светлые одежды добродетелей.
     Начиная с Великого четверга, все богослужение посвящено Крестному пути Спасителя. Службы эти совершенно особые, они не могут сравниться ни с какими более богослужениями, прежде всего, по внутреннему содержанию, хотя отличаются они и по форме.

0

8

Великий понедельник

     Последние ночи перед страданием Господь проводил вне Иерусалима. Возвращаясь в город утром из Вифании и почувствовав голод, Христос увидел смоковницу. Время смокв еще не наступило, но на этом дереве были листья, которые обычно появляются после плодов, поэтому можно было предположить, что это одна из поздних смоковниц, на которых плоды иногда держатся всю зиму. Эта же смоковница была бесплодна. Тогда Господь сказал: "Да не будет от тебя плода вовек", после чего дерево тотчас засохло. По толкованию святых отцов, смоковница эта, во-первых, служит прообразом сонмища иудейского, у которого не нашел Господь плодов истинной веры и любви. Также, как говорит об этом святитель Иоанн Златоуст, Христос непрестанно миловал, исцелял, воскрешал, но Он должен был явить Себя и Судией, Который не будет потворствовать неправде и лукавству. И вот для этого Господь выбирает смоковницу - дерево, которое повсюду растет в Палестине и не представляло цены. А эта смоковница, будучи бесплодной, никому не приносила пользы. Бесплодная смоковница - есть и всякая душа, не приносящая духовного плода, за что будет осуждена. Святой Исидор Пелусиот также замечает, что райское Древо преслушания, плодов которого вкусили Адам и Ева, нарушив запрет Божий, было смоковницей. Из листьев этого древа они сшили себе и покров. Вступив в город, Христос пошел прямо в храм, где обличил нарушающих благочиние, обративших притвор храма в торжище и изгнал торгующих.
     В понедельник Страстной седмицы Святая Церковь вспоминает также ветхозаветного праведника - Иосифа Прекрасного - послужившего прообразом Страданий Господа. Праведный Иосиф был по зависти брошен братьями в мрачный ров, а затем продан ими в рабство в Египет за тридцать сребренников. Много претерпел Иосиф в Египте, был брошен в темницу, пострадав за целомудрие. Но Бог сделал его из раба господином. А когда на родине Иосифа сделался продолжительный голод, то праведник спас отца и братьев своих, пропитав их и простив братьям их грех против него. Так и Христос по зависти единоплеменных ему иудеев был предан за тридцать сребренников. И приняв Страдания, восстал из гроба, простив Своих врагов. Воцаряется над Египтом, т.е. над всяким грехом и до конца его побеждает, и всем миром обладает. И человеколюбно искупляет нас и питает Небесным Хлебом - Своею Живоносною Плотью (так повествует синаксарь Великого понедельника).
     На Утрени - тропарь "Се Жених грядет в полунощи...", трипеснец Триоди, полного канона нет. Светилен: "Чертог Твой вижду, Спасе мой...". Евангельское чтение на Утрени повествует о проклятии Господом неплодной смоковницы и о беседе Спасителя в храме Иерусалимском, когда Господь приводит две притчи, обличающих лицемерие и показное благочестие иудеев, лишенное истинной веры, любви и послушания Отцу Небесному. Вторая притча - о виноградарях - также прикровенно указывала слушателям на Христа как на Мессию.
     Евангельское чтение на Литургии Преждеосвященных Даров повествует о судьбе богоотступного народа иудейского, разрушении Иерусалима римлянами и о кончине мира.
     Повечерие служится великое, на нем поется трипеснец.

0

9

Великий вторник

     Проведя опять ночь в Вифании, Христос продолжил беседы с народом в Иерусалимском храме. Об этом рассказывает нам Евангельское чтение Утрени Великого вторника. Фарисеи, надеясь в чем-либо уловить и обличить Иисуса, подослали к нему своих людей, затем приступили и саддукеи. Но мудрые ответы Спасителя посрамили и тех и других. И опять Господь прикровенно указывает на то, что именно Он - Христос, ожидаемый Мессия. После этого, обращаясь к народу, Он произносит обличительную речь лицемерию фарисеев и книжников, завершая ее словами: "Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и побивающий камнями посланных к тебе! Сколько раз Я хотел собрать чад твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, но вы не восхотели! Се оставляется вам дом ваш пуст. Глаголю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен грядый во имя Господне". После этого Христос вышел из храма, и больше уже не был в нем.
     Во вторник Страстной седмицы песнопения Триоди напоминают нам Евангельские притчи - о десяти девах и о талантах. Синаксарь этого дня разъясняет смысл притчи о десяти девах. Девство - великий подвиг, но он не имеет цены без прочих добродетелей, без милости и любви. Под сном в этой притче разумеется смерть, после которой никто уже не сможет восполнить недостаток елея - дел милости. Эта притча побуждает нас всегда бдеть и быть готовыми к встрече Жениха благими делами, а прежде всего, милостыней. Ибо никто из нас не знает дня и часа своей кончины.
     На Утрени - тропарь "Се Жених грядет в полунощи...", двоепеснец Триоди (содержит только 8-ю и 9-ю песни), полного канона нет. Светилен: "Чертог Твой вижду, Спасе мой...".
     Евангельское чтение на Литургии Преждеосвященных Даров состоит из двух притч - о Десяти девах и о талантах.
     Повечерие служится великое, на нем поется трипеснец.

0

10

Великая среда

     В среду Страстной седмицы на Утрени Евангельское чтение повествует нам о том, как еллины (т.е. обращенные в иудейскую веру из языческих народов) захотели видеть Иисуса. А Господь в ответ говорит о Своем служении, о Своем предстоящем страдании и смерти, о тайне спасения человеческого рода. "Настал час, да прославится Сын Человеческий... ныне душа Моя возмутися и что реку? Отче, спаси Мя от часа сего: но ради сего часа Я пришел. Отче, прославь имя Твое! Прииде же глас с Небесе: и прославих и паки прославлю..." И далее: "Ныне суд есть миру сему, ныне князь мира сего изгнан будет вон. И аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе. Сие же глаголаше, назнаменуя, коею смертию хотяше умрети...", "Аз свет приидох в мир, да всякий верующий в Меня, во тьме не пребудет...", "Я не пришел, чтобы судить мир, но чтобы спасти мир...".
     В Великую среду в песнопениях и в Евангельском чтении на Литургии вспоминаются события этого дня: женщина, помазавшая Господа миром, и предательство Иуды. Когда Иисус был в Вифании, где проводил ночи, был Он в доме Симона прокаженного. Тогда подошла к Нему женщина (грешница, блудница) и возлила драгоценное миро на главу Спасителя. Ученики негодовали, что такое дорогое миро лучше было бо продать и раздать деньги нищим. Но Господь сказал им, что этим женщина приготовила Его к погребению и что во всем мире проповедью Евангелия будет рассказано о ее поступке. Напоминая о близости Своей смерти, Господь также хочет отвратить Иуду от предательства. Но сребролюбивый Иуда, которому в общине учеников было поручено носить денежный ящик (а Иуда тайно воровал из него), настолько был огорчен потерей прибытка, что окончательно подпал под действие и обольщение диавола. Тогда Иуда пошел к иудейским начальникам и предложил предать им Иисуса. Они же положили Иуде за это цену в тридцать сребренников.
     На Утрени - тропарь "Се Жених грядет в полунощи...", трипеснец Триоди, полного канона нет. Светилен: "Чертог Твой вижду, Спасе мой...".
     Повечерие служится малое, на нем поется трипеснец.

0

11

  Великий четверг

     В Великий Четверток свершилась Тайная Вечеря, но которой Господь преподал Таинство Своих Тела и Крови, таинство святого Причащения. Пришло время иудейской Пасхи. Совершив все ветхозаветные обрядовые установления пасхальной вечери, совершив Пасху Ветхого Завета, Господь устанавливает Новый Завет и преподает ученикам святое Причащение. Благословив хлеб подал ученикам со словами: "Приимите и ядите: сие есть тело Мое, за вы ломимое во оставление грехов". Затем благословив чашу с вином: "Пийте от нея вси. Сия есть кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов". На этой вечери Христос также показал ученикам образец смирения, умыв им ноги. Об этом повествует Евангельское чтение утрени. Святитель Иннокентий Херсонский предполагает, что спор между учениками о том, кто из них больше, возник именно из-за умовения ног, которое необходимо было совершить перед пасхальной вечерей. Прислужника в общине не было, и кто-то должен был исполнить этот обычай и умыть другим ноги. Но никто не хотел этого сделать, ученики спорили между собой о первенстве. И тогда Сам Господь стал умывать всем ноги, наставляя их, чтобы они научились смирению. В прощальной беседе Христа с учениками после установления Таинства Причащения, Господь раскрывает перед ними тайну Своего служения, сущность Своего учения. Он утешает и укрепляет учеников перед предстоящими испытаниями.
     На Литургии Евангельское чтение более пространное и ведет нас дальше за Господом - в Гефсиманский сад, где Господь молился перед Своими Страданиями и был предан Иудой приведенным им стражникам. Ученики спали, а Господь, страшась по человечеству страданий и мучительной смерти, трижды молил Отца Небесного, да минует Его чаша страданий. Но сила духа и преданность воле Божией заставляет Христа прибавлять: "Обаче не Моя, но Твоя воля да будет!" В Гефсиманском саду Господь испытал всю тяжесть внутреннего страдания, страдания духа. Чаша предстоявшего страдания и смерти была преисполнена грехами человеческими, грехами всего мира, которые Христос взял на Себя, чтобы искупить человечество от проклятия греха, исцелить поврежденную грехом человеческую природу. Именно это и сделало внутреннее страдание Господа столь тяжелым и мучительным. В глубокой душевной скорби Иисус хотел побудить учеников к совместной молитве, но они были отягчены сонным расслаблением и неспособны к молитве. Томление Богочеловека было настолько сильным, что выступивший пот, по словами евангелиста Луки, был подобен каплям крови, падающей на землю. Трижды преклонял Христос колена в молитве, оставаясь без ответа Отца Небесного, поскольку Он Сам должен был изречь Себе ответ, через самоотвержение достигнув того единения с Отцом, при котором исчезает всякое сомнение. Но любовь Отца Небесного не оставила Спасителя без помощи - с Небес явился Ангел, укрепляя Его.
     Этой ночью Иуда, окончательно предавший Господа, привел от первосвященников стражу, чтобы взять Иисуса. Страже и слугам, нужен был какой-то знак, указывающий на того, против кого они отправлены. Предатель избрал для этого лобзание: "Кого я облобызаю, тот и есть, возьмите Его". Христос, зная, что произойдет, разбудил всех учеников и вышел навстречу предателю. Все еще желая образумить несчастного Иуду, Господь спросил его: "Друг мой, зачем ты здесь?" Но Иуда не внял любви Спасителя и облобызал Его, тем самым давая условленный знак воинам. "Иудо, лобзанием ли предаеши Сына Человеческого?" - вопросил его Господь. Стража же не решалась схватить Его, пораженная таинственной силой, исходившей от Него. Дважды Он спрашивал их, кого они ищут. "Иисуса Назорея," - отвечали стражники. "Это Я," - отвечал Господь, оставаясь на месте и ожидая, пока воины схватят Его. Позаботился Он только об учениках, сказав, чтобы отпустили их. А Себя предал в руки стражников. Петр было выхватил нож и отсек одному из служителей ухо, но Господь остановил Петра и исцелил ухо раненого слуги. После этого все ученики в страхе бежали, остались только Иоанн и Петр, которые последовали за Учителем.
     Враги Христовы крайне спешили, поэтому Спаситель был приведен сразу в дом первосвященника. Здесь же происходит и предсказанное Господом троекратное отречение Петра, боявшегося, что его тоже схватят.
     На Утрени - тропарь "Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе Праведного Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе!". Канон Великого четверга. Светилен: "Чертог Твой вижду, Спасе мой...". На 1-м часе читается пророчество ветхозаветного пророка Иеремии о страданиях Спасителя, в котором Христос сравнивается с агнецем, ведомым на заколение.
     В этот день служится Литургия по чину святителя Василия Великого, соединенная с вечерней. Вместо Херувимской песни, вместо причастна и вместо "Да исполнятся уста наша..." поется песнопение "Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем".
     После заамвонной молитвы в кафедральных соборах совершается Чин омовения ног, в котором изображается, как Христос умыл ноги учеников, читается Евангелие, повествующее об этом. Архиерей изображает Христа, а архимандриты или священники - 12 учеников. В Иерусалиме Чин омовения ног свершается на площади перед храмом Воскресения Христова, Христа изображает Иерусалимский Патриарх.
     Повечерие служится малое, на нем поется трипеснец.

0

12

Великая Пятница

     Великая Пятница, Великий Пяток - по-славянски. Крестная Пасха. С неимоверной поспешностью успевают книжники и фарисеи в продолжении ночи провести два собрания, найти и выслушать лжесвидетелей, произнести осуждение, предать Господа Пилату на распятие. В продолжении нескольких часов Спаситель выдержал истязание от трех различных властей - иудейской (синедрион), галилейской (Ирод) и римской (Пилат). К каким только средствам не прибегают старейшины иудейские, чтобы достигнуть свой цели! Некоторое замедление в суде Пилата, долго не решавшегося осудить Невиновного, давало им шанс увидеть свою ошибку, опомниться. Но они используют это время, чтобы настроить народ против Христа.
     Спаситель мира был осмеян, поруган, претерпел мучительные издевательства. Претерпел бичевание, которое римляне производили веревками или ремнями, в которые по местам ввивались острые металлические или костятные палочки. Это бичевание причиняло такое страдание, что нередко осужденные умирали под бичами. Иисус Христос среди всех этих пыток и страданий являл удивительное величие духа. Как изрек некогда пророк Исаия: "Яко агнец на заколение ведеся, тако не отверзает уст Своих. Во смирении Его суд Его..." (Ис.52,7), "Плещи Моя вдах на раны и ланиты Мои на заушения, дицп же Моего не отвратих от студа заплеваний" (Ис.8), "Той же язвен бысть за грехи наша, и мучен быть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелехом". Немногочисленные ответы Господа судьям выражают высшую мудрость. Иудеям он дважды подтвердил, что Он - ожидаемый ими Мессия. Но ослепленные злобой и завистью, они не вняли.
     Крестная казнь, на которую осужден был Иисус Христос, принадлежит к изобретениям бесчеловечной жестокости и была самой ужасной и самой позорной из казней. Если помнить, какие страдания претерпел безгрешный Господь ради нашего спасения, то в нашей жизни не останется места греху. И при всей лютости страданий, Спаситель до последней минуты являет удивительное достоинство и величие. "Отче, прости им! Не ведят бо, что творят", - так молился Христос за Своих врагов и распинателей. Сама природа не могла выносить свершающагося беззакония, поругания Творцу Своему. Солнце померкло, наступил мрак. Едва Господь предал дух Свой в руки Отца, произошло землетрясение, настолько сильное, что треснули многие скалы и гробницы. В самом храме Иерусалимском явилось удивительное знамение - завеса, отделявшая Святое Святых (последняя из трех частей храма, куда запрещалось входить даже священникам) от Святилища, внезапно разорвалась сверху донизу. Этим указывалось, что Мессия пришел, что на Голгофе принесен в жертву за весь мир Агнец Божий, вземлющий грехи мира. И теперь престол благодати, ранее сокрытый за этой завесой, доступен для всякого.
     Все богослужение этого дня посвящено воспоминанию страданий и крестной смерти Спасителя. На Утрени Великого пятка читается 12 Евангельских чтений, повествующие о событиях этих дней, начиная с Тайной Вечери, затем о предательстве и страданиях Спасителя, Его крестной смерти и погребении. Эти Евангельские чтения молящиеся в храме слушают с зажженными свечами. Принято после последнего чтения не гасить свечу и приносить этот огонь домой. Также на Утрени этого дня поются особые антифоны и Блаженны. Первый час не соединяется с Утреней, но служится отдельно, вместе с другими часами.
     Литургия в Великий Пяток не служится, потому что в этот день Жертва принесена на Голгофе. В этот день положен строгий пост.
     Утром совершаются Царские Часы - 1-й,3-й,6-й,9-й с пением особых тропарей и чтением ветхозаветных пророчеств, апостола и Евангелия об искупительном подвиге Христа Спасителя.
     На вечерне, которая совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте. На вечерне, при пении тропаря "Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое..." священнослужители поднимают Плащаницу (плат с изображением Господа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносится на середиеу храма. Плащаница находится на середине храма до вечера Великой субботы.
     Та величественная скорбь, которой проникнуты песнопения Великого Пятка, вряд ли может оставить кого-то равнодушным. Хотя в ней нет ничего чувственного (как, например в произведениях знаменитых композиторов, посвященных Страстям Господним), эта скорбь трогает до глубины души.
Повечерие служится малое. На нем читается удивительный канон "Плач Богоматери при Кресте".

0

13

Великая Суббота

     Великая Преблагословенная суббота - так именует этот день Святая Церковь, воспевая на Литургии вместо Херувимской песни: "Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же сему лицы ангельские со всяким началом и властию, многоочитые херувимы и шестокрылатые серафимы, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия".
     Тело Иисуса Христа было снято с Креста и погребено в пещере, принадлежавшей Иосифу Аримафейскому, тайному последователю Христа. По обычаю иудейскому, тело Христа было умащено благовониями и обвито четвероугольным широким платом - плащаницей. Вход в пещеру, где был погребен Спаситель, был завален огромным камнем. Злоба синедриона догадалась еще и приставить ко гробу стражу, так как иудейские начальники боялись, что ученики тайно унесут тело Учителя и скажут, что Он воскрес. А ученики и забыли в тот час все предсказания Господа о Воскресении. Их сердца, любящие Учителя, были полны великой скорбью.
     Синаксарь этого дня говорит, что Страстная седмица превосходит все дни Великого поста, но в самой Страстной седмице самый великий день - это Великая и Святая Суббота. И как при творении мира, создав в шестой день человека, в седьмой день Бог почил от всех дел Своих и освятил седьмой день. Так и ныне, Господь, в шестой день воссоздав истлевшую грехом человеческую природу, обновив Живоносным Крестом и смертию, в настоящий день упокоился. Христос - Слово Божие - снисходит с плотию во гроб, сходит и во ад с нетленною и Божественною Своею душой. Но во аде Господня душа не могла быть удержана, искупительным подвигом Спасителя разрушена власть смерти. Христос изводит из ада души праведников, которые до этого времени там пребывали.
     На Утрени Великой субботы поется 17-я кафизма. После каждого стиха кафизмы поются или читаются краткие песнопения, посвященные искупительному подвигу Спасителя, Его погребению, прославляющие Господа. Называются эти песнопения "Похвалами". Кафизма разделяется на три части или "статии", которые соответствуют разделению кафизмы на "славы". После каждой статии положена малая ектенья. После третьей статии прежде ектении поются воскресные тропари "Ангельский собор удивися". При пении 17-й кафизмы с "Похвалами" священнослужители с возженными свечами стоят перед Плащаницей. Молящиеся также стоят со свечами.
     После пения Великого славословия при пении "Святый Боже..." Плащаница поднимается и выносится священнослужителями из храма и обносится вокруг храма, чем изображается погребение Господа. Настоятель держит в руках Евангелие и идет под Плащаницей, а священники несут Плащаницу, подняв ее. Несению Плащаницы предшествуют идущие со свечами и двумя лампадами. За Плащаницею следует молящийся народ. По внесении Плащаницы обратно в храм, поется тропарь "Благообразный Иосиф..." и читается паремия, в которой рассказывается видение пророка Иезекииля о будущем воскресении мертвых. Затем следует чтение Апостола, в котором говорится, что Господь есть наша Пасха, наш Искупитель, и читается Евангелие, повествующее о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи.
     Литургия служится по чину святителя Василия Великого и соединяется с вечерней. На вечерне на "Господи воззвах" уже поются воскресные стихиры 1-го гласа. После песнопения "Свете тихий" читаются 15 паремий. После чтения 6-й паремии, повествующей о чудесном переходе евреев через Чермное море, певчие поют слова Библейской песни "Славно бо прославися". Чтение паремий заключается пением песни трех отроков: "Господа пойте и превозносите во вся веки".
     На литургии вместо Трисвятого поется "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся...", напоминающий об обычае крестить оглашенных в Великую Субботу. Затем поется прокимен "Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе...", после чего читается Апостол. После апостольского чтения перед чтением Евангелия вместо "Аллилуия" поется стих из 81-го псалма: "Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех", перемежаясь с возглашением остальных стихов 81-го псалма. Во время этого пения в алтаре священнослужители меняют облачения с черных постовых на белые. Также меняются на белое облачения престола и аналоев в храме. Таким образом, к времени чтения Евангелия, которое возвещает о воскресении Господа, все облачается в светлые одежды.
     Вместо Херувимской поется песнь "Да молчит всякая плоть человеча...". Вместо "Достойно" - ирмос 9-й песни канона: "Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семени зачала еси Сына: востану бо и прославлюся и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия". Причастен - "Воста, яко спя Господь, и воскресе спасаяй нас".
     После литургии бывает благословение хлеба и вина, которыми раньше подкрепляли себя для слушания чтения книги Деяний апостольских и последующей Пасхальной службы, т.к. в древности литургия в этот день служилась вечером. По современной практике, литургия в Великую субботу служится утром. Вечером читается книга Деяний апостольских (полностью), после чего следует Полунощница, на которое поется канон Великой субботы.
     По окончании Полунощницы или во время ее, все священнослужители в облачении благоговейно переносят Плащаницу в алтарь и возлагают на престол. На престоле Плащаница остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении.

http://www.hram-ks.ru/index.shtml

0

14

Пригодится меню на страстную неделю поста

0


Вы здесь » Форум православной мамы "Пчёлка" » Православие » Особенности богослужения Великого поста